/ Статьи и исследования/ Горнозаводский костюм Белорецкого района

Горнозаводский костюм Белорецкого района

Любовь Серова, методист музея.

«Традиционный костюм, как самое яркое выражение внешних форм народной культуры, обращает на себя внимание сразу же, при первом знакомстве с культурой. Костюм отражает материальный и духовный мир, художественно-эстетические идеалы народа. Традиционный костюм наряду с языком, его характерный стиль, конкретный, сложившийся веками узнаваемый образ служит наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. Неслучайно именно традиционный костюм в первой четверти 21 века привлекает всё большее внимание исследователей, представителей профессионального сообщества и широкой общественности, как яркий маркер этничности, как средство выражения многовекового опыта и эстетических предпочтений народа, его навыков и умений», –  заявляет в книге «Традиционный костюм русского населения Урала»  специалист по уральскому костюму, этнограф В. Печняк.

Для Белорецка и Белорецкого района (речь идет о поселках, появившихся при железоделательных и чугунолитейных заводах в 18-19 вв..) актуально говорить, конечно же, о горнозаводском костюме. На первом  этапе формирования горнозаводского  костюма – вторая половина 18 – первая половина 19 века – в костюме заводского населения еще прослеживаются черты тех регионов, откуда прибыли переселенцы.

Вторая половина 19 – первая половина 20 вв.. – период окончательного складывания горнозаводской культуры. В это время жители Урала уже идентифицируют себя как местное население, а окружающее их пространство как свою родину. Горнозаводская культура на этом этапе становится региональной, то есть не просто культурой конкретного региона, а специфическим вариантом национальной русской культуры (И. Я. Мурзина).

Фото с показа “Уральский взгляд” Е. Ядрышниковой, сентябрь, 2022 г. МАУК                                      “БИКМ”

На основе исследований  русского горнозаводского костюма, экспонатов Белорецкого историко-краеведческого музея (фотографий и сохранившихся элементов костюмов)  и реконструкций русского южно-уральского костюма, выполненных народным челябинским мастером-ремесленником Е. Ядрышниковой, проследим тенденции, характерные для периода  конца 19- начала 20 века.

Необратимые процессы европеизации костюма рабочих начинаются еще в 1830-е гг., но особенно активно идут во второй половине столетия. Костюм настолько быстро модернизируется, что уже к последней четверти 19 в. в нем практически не остается традиционных черт. Традиционный костюм остается у мужчин лишь в качестве спецодежды. У женщин же в этой среде даже «новый» комплекс из юбки и кофты считается лишь будничным, праздничным же костюмом становится платье европейского покроя. Одежда нового покроя была иногда не практична, меньше отвечала нуждам заводских работников, требовала дорогих тканей, сложного кроя, а, соответственно, и мастерства портных, однако соображения престижа заставляли подражать костюму наиболее преуспевающих социальных групп (С. О. Шмидт). Ориентация горнозаводской культуры на заводское производство, особый образ жизни уральского рабочего, его тесные связи с деревней, с крестьянским хозяйством привели к быстрому проникновению «новых мод» в уральскую деревню. Мужской костюм европеизируется почти сразу, женский чуть медленнее. Однако, к концу 19 в., раньше, чем по России в целом, традиционный женский крестьянский костюм полностью вытесняется новыми формами. В это время его отличает от костюма рабочих лишь то, что комплекс из юбки и кофты у уральских крестьянок выступает не только в качестве будничного, но и в качестве праздничного костюма. Таким образом, к концу 19 в., уральский костюм существует уже как особенное явление культуры. Он ярко отражает сквозь свои специфические особенности и особое положение уральского рабочего (промежуточное между европейским пролетариатом и русским крестьянством), и влияние культуры старообрядчества (большинство промышленников, заводовладельцев и крупных купцов Урала были приверженцы различных староверческих толков, а потому их быт естественно копировался в быте более низких слоев общества), и место и роль интеллигенции как носителей культурной традиции, основных идеологов идеи самобытности и культурной значимости Урала в судьбе России.

В результате переселения из разных губерний, переплетения и промежуточности всех сословий и категорий населения, в уральском горнозаводском костюме и, в частности, в костюме Белорецкого района в конце 19 – нач. 20 вв. были видны некоторые тенденции:

– сохранение традиционного крестьянского кроя в одежде,

– появление европейского платья, так называемой городской моды.

Черты традиции проявлялись в комплексах с сарафаном у женщин и в коплексах с портами у мужчин. Обязательной частью комплексов были рубаха и пояс.

Рубаха — древнейшее русское название нательной мужской и женской одежды. По мнению исследователей это слово произошло от слова «руб» – кусок, обрывок ткани.

Рубахи могли быть будничными, рабочими и праздничными, для молодых и возрастных представителей населения. Соответственно отличались качеством ткани, отделкой и цветом.

Туникообразная рубаха из домоткани, рабочая. Из фондов БИКМ
Мужская праздничная рубаха с вышивкой крестом. Из фондов БИКМ
Женская бесполиковая рубаха из домоткани с цельной становиной. Вышивка крестом. Из фондов БИКМ

Туникообразная рубаха, самая древняя форма рубахи, когда-то характерная и для мужчин, и для женщин, в 19 в. сохранялась в основном, только у мужчин в качестве рабочей одежды..

                   Рубаха – рукава

У женщин  могли быть поликовые и бесполиковые рубахи (полик – прямоугольник между горловиной и рукавом)

Мужчины носили с рубахой порты, обычно из более темной, чем рубаха, ткани.

Нижняя юбка из домоткани. Из фондов БИКМ

Под сарафан надевалось несколько нижних юбок: ближе к телу в качестве нижнего белья – более светлого цвета, остальные – цветные или тëмные. Нижние юбки добавляли объем, помогали держать форму подолу сарафана. В холодное время года служили для утепления.

Сарафаны  были будничными и праздничными, отличались, соответственно, длиной, качеством ткани и отделкой.

О закладке храма в Каге в конце 19 в.: «В тот день возле строительной площадки собралась вся многолюдная  Кага – в нарядных сарафанах и праздничных рубахах. Церемония закладки первого камня (Никольского храма) была очень торжественной: сначала служили молебен, потом Иван Асафович попросил у всех кагинцев прощения. Так было принято.» (из книги Д. И. Татаринова «Воспоминания»)

В старообрядческой среде был характерен косоклинный сарафан. Также косоклины были распространены и среди заводчан. Особенностью этого типа сарафана , кроме кроя, была его двуслойность. Сарафаны могли быть распашными и нераспашными.  Будничные чаще всего были нераспашными.

Женский комплекс - рубаха-рукава, косоклинный сарафан, платок, лестовка, ботиночки. Из фондов БИКМ
Вид сзади

Позже  по времени появился круглый сарафан, гораздо проще в крое, чем косоклинный.

Комплекс с круглым сарафаном часто дополнял передник (фартук). Горнозаводские фартуки были из темных сатинов или шерсти, часто вышитые по низу. Большое участие в распространении вышивки растительного характера сыграла Брокаровская парфюмерная мануфактура — удачным рекламным ходом было вкладывать схемы вышивок в пачки мыла.

Пояс был обязательным элементом  в мужском, женском и детском костюме. В уральском горнозаводском регионе были распространены топковые (тканные на дощечках) пояса и крученые пояса.

Женский комплекс - рубаха, сарафан, тканый пояс, передник, платки, носки, калоши. Из фондов БИКМ
Вышитый передник. Из фондов БИКМ
Пояса тканые и крученый. Из фондов БИКМ
Крой круглого сарафана
Девушка в праздничном наряде в.Авзян. Репродукция рисунка М. Чурко. 1924 г.
Молодая замужняя женщина в праздничном наряде в.Авзян. Репродукция рисунка М. Чурко. 1924 г.

Головные уборы. Девушки заплетали волосы в косу, женщины покрывали голову платком, в том числе шёлковым. Вариантов покрывания головы платком было несколько — старообрядки  закалывали платок под подбородком, остальные категории могли завязывать платок под подбородком или на затылке , надевая под верхний платок повойник или нижний платок. Были варианты убирания волос под волосник или шамшуру, покрывая их сверху платком. Таким образом, часть волос оставалась открытой.

Мужской комплекс – рубаха, крученый пояс, сапоги, порты, армяк, валяная шапка. Из фондов БИКМ

Мужскими традиционными  головными уборами традиционно были  валяные шапки и зимой, и летом

Постепенно  наблюдается переход от крестьянской одежды к городской моде, где большое влияние на переход оказывает европейский костюм.

В мужских рубашках, используя условно туникообразный крой, на плечах делают плечевой шов, постепенно рубаха  зауживается книзу, рукава делают подкройными, с рубахами начинают носить пиджаки., шейные платки. Планка разреза могла быть и посередине, и справа, и слева.

Головных уборов было многообразие — картузы, шляпы, котелки, кепки.

Парочки — кофта и юбка — вытесняют постепенно сарафаны. Их могли шить из разных тканей, разных сочетаний цветов — верх светлый, низ темный и наоборот. Могли быть и из одной ткани. Украшали кружевом, пуговицами, защипами.

«Носили кому как надо, сарафаны, юбки. Сарафаны были очень широкие, выделывали систятник (Складка на женской одежде для груди). Мы-то не носили сарафаны, мы юбки носили с воланами, с воланом и уборкой. Это еще поверх волана с куколкими, со сборочкой нашьють. Сарафаны были и розовые, и красные, и цветные. Гладили чугунным утюгом». (Из Габова Е.И., 1909 г.р, с.Узян, записано в 2001 году ЭК-23а лабораторией народной культуры Магнитогорского государственного университета).

Волосы незамужних девушек вначале заплетаются в косу, а позднее вытесняются эдвардианскими прическами. У замужних головной убор уменьшается, дальше смещается на затылок, открывая пробор, что ранее считалось немыслимым.

Интересной чертой городского стиля, дошедшего и до Белорецка, был костюм в так называемом  русском стиле – нарядный городской костюм, выполненный из вышитых кружевных полос. В конце 19 – нач. 20 вв. в декоративном искусстве стал распространяться так называемый русский стиль, в основе которого лежала творческая переработка исторических традиций русского народа. Сказалось это и в одежде.

Женский комплекс - юбка и кофта, передник. Из фондов БИКМ
Женский комплекс - юбка и кофта, шелковая шаль. Из фондов БИКМ
Женский комплекс - юбка и кофта, жакет, ботиночки. Из фондов БИКМ
Женский комплекс - кофта и юбка, платье на кокетке. Из фондов БИКМ
Женский комплекс - кофта, юбка, передник. Из фондов Ломовского мини-музея "Русская изба"

В  качестве верхней одежды мужчины использовали кафтаны, поддевки, азямы, армяки, шубы. И женская, и мужская одежда имела схожий крой и запах, отличалась лишь особенностями декора.

Рабочей обувью для мужчин и женщин оставались лапти, в качестве праздничной появились калоши. Обеспеченные женщины могли себе позволить кожаные ботиночки на шнуровке, мужчины – сапоги.

Детская одежда была такой же, как и взрослая. Детей старались одевать красиво, немного на вырост.

Как показало исследование, для одежды горнозаводчан Белорецкого района были характерны те же тенденции, что и для жителей горных завод  других регионов Урала – постепенная европеизация традиционного костюма, где первенство к первой четверти 20 в. начинает занимать городской костюм, городское платье или комплекс юбка и кофта.

Источники и литература:

  1. Боровский А. Русский костюм изнутри // Season. – 2022. – №63. – с. 66-73
  2. Костюм в русском стиле: Городской вышитый костюм конца XIX- нач.XX вв.: книга-альбом / сост. Скляр Л.Б. – М.: Бослен, 2014. – 240 с.
  3. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма: новеллы и очерки. – М.: Молодая гвардич, 1988. – 224 с.
  4. Народный календарь Южного Урала: Хрестоматия / Сост. Моисеева С.А., Рожкова Т.И. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 214 с.
  5. Татаринов Д.И. Воспоминания: мемуары. – Б.м., ГПИБ, 1992. – 39 с.
  6. Традиционный костюм русского населения Урала? Часть этнокультурного проекта «Эстетика традиционного Урала»: народный костюм и цифровое общество / сост. Печняк В.А. – Екатеринбург: Циркон, 2022. = 120 с.: илл.
  7. Фефилова Т.Ю. Костюм горнозаводского Урала как социокультурное явление: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. – Екатеринбург: Электронный научный архив УрФУ, 2006. – 22с.
    Сестры Ведешкины с. В. Авзян в круглых сарафанах, тканых поясах и вышитых передниках
    Лесничий Гущенский с женой, В. Авзян. Головной убор женщины уже не полностью покрывает волосы
    Веденкин с семьей В.Авзян. Взрослые и дети одеты согласно моде
    Семья сторожа. Белорецк. Мужчина в лаптях, женщина в повойнике и платке
    Семья купца Ляндина с женой и дочерьми. Кон. XIX - нач. XX вв. Мужчина в рубахе, пальто, портах, сапогах. Женщины в комплексах - юбка с кофтой
    Семья лесничего, с. Узян. Мужчина в пиджаке, женщины в кофтах и юбках, у детей та же одежда по размеру
    Дочь директора Белорецкого железоделательного завода К.О. Коля Лидия с гувернанткой в костюме в псевдорусском стиле
    Братья-кузнецы Окользины. Мужчины в косоворотках и пиджаках
    Мужчины в пальто-дипломатах, шляпе и котелке. И.Кораблев справа
    Шишов Н.А. Белорецк. В нарядном кафтане, сапогах и котелке

Поделиться: