/ Публикации белорецких авторов/ Поездка Его Преосвященства с 14-го мая по 7 июля 1916 года

Поездка Его Преосвященства с 14-го мая по 7 июля 1916 года

Автор: Протоирей Михаил Филологов

Поездка Его Преосвященства, Преосвященнейшего Мефодия, Епископа Оренбургского и Тургайского, для обозрения церквей Оренбургской епархии с 14-го мая по 7 июля 1916 года.

(Материал по населённым пунктам Белоречья и бывшего уездного города подготовлен историком-краеведом Трифоновой Е.В. на основании публикаций газеты «Оренбургские епархиальные ведомости» № 37/38, 39/40,41/42, 43/44, 45/46 за 1916 г.)

Владыка Мефодий-Герасимов

Дороги завалены деревьями, повалившимися от снега и сильного ветра. Сопровождающие нас десятские и сотские с топорами в руках расчищают дорогу-рубят деревья, отбрасывая их в сторону. Долгая, тяжелая дорога… Крайне крутые опасные подъемы и спуски, масса маленьких речушек и ручейков на пути. Чудные виды то и дело открываются взору… Но не слышно пения птиц, не видно в лесу никакого движения живых существ. Все живое как будто замерло. Только слышен гул и страшный шум от бури, от качающегося и шумящего леса. Верховые руками бережно охраняют повозку владыки, готовую в разных местах покатиться в пропасть. Наконец и станция, где смена лошадей. Подъезжаем к быстрой реке Белой. Переезжаем на паром и открывается пред нашим взором чудный вид: башкирское с волостным правлением селение окружено высокими горами, дикими разноцветными скалами; горы покрыты могучим сосновым лесом. Быстрая, глубокая многоводная река Белая… Чудный вид… не хочется глазам отрываться от него… Прекрасное здание волостного правления, прекрасная квартира для проезжающих. Радушный гостеприимный хозяин-волостной писарь приготовил самовар, подал русского хлеба и масла и все мы с владыкой, подкрепившись и согревшись, тронулись в дальнейший тяжелый путь. Буран и ветер не утихают. Снова переваливаем горные хребты. Снова подъемы и спуски крутые. Везут башкирские выносливые, привыкшие к горным дорогам лошадки. Едем в сопровождении человек 15 башкир верховых с гиком и шумом. Уже темно, а еще до русского селения завода Авзяно-Петровского далеко. Решил владыка заночевать в башкирской деревне.Снова переезд через реку Белую, но уже глубоким бродом. 12 часов ночи 22 мая. Бедная малая башкирская изба. В камине огонь от ярко горящих сухих берёзовых дров. Сушим свою мокрую, покрытую грязью, одежду. На башкирских нарах самовар. Все, по восточному обычаю, сидя на нарах, пьём чай. На нарах же ложится спать владыка почти без всякой подстилки. Мы все спим на полу. Холодный ветер кругом продувает. Камин затух. Усталость берет своё и мы все крепко засыпаем. Рано утром в дальнейший тяжелый путь на гладкую шоссейную земскую дорогу.

22-го мая в 10 часов утра в воскресенье, владыка прибыл в завод Нижне-Авзяно-Петровский Верхне-Уральского уезда, Литургия оканчивается. Храм полон народом. Стройно обще народное пение песнопений литургии. После литургии служит владыка молебен, беседует с народом и благословляет его. Приход по количеству душ большой (4500 обоего пола), но не из богатых, много в приходе (600 душ) старообрядцев раскольников. Настоятель священник Стефан Соболев по образованию окончил курс городского училища и бывший воспитанник учительского Института. Пастырское дело своё ведет он усердно. Борется с расколом, зная его хорошо, ведёт беседы при общенародном пении, которое заведено его трудами. Много потрудился он по обстоятельствам военного времени. На нужды семейств воинов, призванных на войну, собрал 1070 руб. и этими средствами помогал им. С прихожанами причт живёт мирно. Псаломщик Лаврентий Кваснин по образованию из 2-х классного училища. Навещает епископ семейство священника в его квартире, где беседует с ним об оживлении им приходской жизни.

Едет Владыка в завод Верхне-Авзяно-Петровский уже дорогой благоустроенной, шоссейной. Видна уже здесь когда-то действовавшая культурная рука человека. Красивая местность, высокие горы с причудливыми скалами. Завод (селение) Верхне-Авзяно-Петровский громадный по численности жителей (9000 обоего пола). Есть среди них раскольники (70 душ). Храм каменный, обширный, величественный стоит на высокой горе. Внизу, как на ладони селение вокруг обширного пруда. Видны и развалины чугунно плавильного завода с доменными громадными печами. После бывшего пожара. Жаль заброшенный завод. Печально глядеть на развалины в такое тяжёлое время, когда идет кровопролитная война и когда ощущается громадная нужда в изготовлении чугуна и всего, что можно сделать из него на пользу дорогой нашей армии. Говорят, что военно-промышленный Комитет думает снова пустить в ход это заброшенное здесь дело. У храма встречает владыку с хлебом и солью убелённый сединами церковный староста Феодор Стефанов Красавин (мой комментарий: по-современному – Фёдор Степанович Красавин), уже 18 лет состоящий на этой службе. Много доброго  сделано им для храма. И ныне храм внутри блестит благолепием и отличается чистотою. Владыка обещает наградить его за усердие. В храме встречает владыку настоятель священник Матфей Фёдоров из окончившего курс духовной семинарии, временно исполняющий обязанности благочинного. Помощник его священник Иван Марсов из 1 класса Духовной Семинарии. Дьякон Н. Попов и псаломщик А. Миронов. В заводе 4 школы: 2 церковно-приходских с прекрасными громадными школьными зданиями, двуклассное министерское училище и земское. В  школах усердно занимаются законоучительством священники. В храме отслужен молебен владыкой, произнесено поучение к народу. Беседует владыка в доме священника Фёдорова о делах прихода и благочиния и отправляется в завод Кагинский.

Снова чудные виды, разнообразные своей красотой. Снова река Белая, которую в пути уже много раз переезжали. Вот и селение Кага. Не веселую картину представило оно нам. Пред вами в долине громадная загороженная пустошь. Это место когда-то занимал громаднейший завод, благоустроенный, кипела жизнь ключом, где работали множество человеческихрук и гремели всевозможного сорта машины. Все сгорело до основания. Громадный пруд около завода, краса завода, сбежал и ныне по долине около селения бежит маленькая речушка. Храм каменный на горе, храм величественный и обширный. Полон он народом. Служится владыкой в нём торжественно утреня, произносился поучение к народу. Владыку встретил в храме второй священник Венедикт Маврин. Настоятельское место вакантно. Отец Маврин благочестивый 50-ти летний одинокий вдовец из окончившего курс Духовного училища. Приходская жизнь не была особенно оживленной. Плохо дело обстояло в храме за богослужением некому ни петь, ни читать. Псаломщик Мухин переведен в другой приход, а псаломщик Ефременко учится на пастырских курсах и нет ни чтецов, ни певцов. Не заведено и общего пения. Не заметно особых трудов по обстоятельствам военного времени. Сгорел завод и застыла культурная, просветительная жизнь селения.

Поздно вечером прибыли в завод Узян. В 7 часов утра божественная архиерейским служением литургия. Храм полон народом. Владыка поучает народ. Храм обширный, но требует многих забот об его благолепии. Священник С. Егоров, из окончивших курс учительской семинарии, по мере сил усердно трудится в приходе и в школах. Второго священника отца Рыльцева недавно назначенного на приход еще вселении нет. Владыка даёт ему (мой комментарий: священнику Егорову) предложение в целях миссионерских, о переводе в другой приход. Действительно, здесь священнику миссионеру почти и делать нечего: 5 дворов старообрядцев мирных не фанатичных, Добрый пастырь, доброй жизни и без особых миссионерских способностей может повлиять на них и обратить в лоно святой православной церкви. Хорошее впечатление на владыку своим голосом произвёл диакон Ник. Предтеченский по образованию из 1 класса Духовной Семинарии. Диакон вдовец, запрещённый в священно служении. Три года несёт он это наказание и по отзывам Благочинного и настоятеля достоин ныне поощрения и разрешения в священно служении. Хорош и 2-ой псаломщик Покровский, по образованию из 2 класса Духовной Семинарии, 23 лет, – хороший бас.

Селение Ломовка– приятное впечатление оставило оно по себе у владыки. Чистая, благо украшенная деревянная церковь. Молодой энергичный из окончивших курс Духовной Семинарии священник Пётр Егоров встречает владыку живым красноречивым словом. «За 25 лет существования прихода ты, владыка, из архиереев пришёл к нам первым», говорит пастырь. Не смотря на страшную непролазную грязь и проливной дождь, народ в большом количестве собрался в храм. С благоговением слушают слово наставления архипастыря и молятся с ним. Священник усердный проповедник слова Божия и за богослужением, и вне его, завёл прекрасное общенародное пение, которое порадовало и владыку. Много трудов полагает отец Пётр по нуждам военного времени и усердно занимается в школах. Вообще видно во всём идейного молодого пастыря, готового душу свою положить за други своя. Отношения с прихожанами прекрасные. Псаломщик В. Васягин взят на войну.

Завод Белорецкий -громадное селение -2147 дворов и 12360 душ обоего пола населения, из них 172 человек, старообрядцев, Селение напоминает собою уездный городок. Имеются хорошие здания, хороший базар прекрасный, громадный завод, приносящий особенно теперь в тяжелую годину России громадную пользу. Имеется от завода железнодорожная узкоколейная ветка, развозящая произведения завода по России и в армию. Церковь громадная каменная. Церкви одной на такое громадное селение недостаточно. Необходима еще церковь и даже не одна. Храм находится почти на краю селения. Селение же растянулось на широкой и далёкой площади. Отдаленность жителей от храма, отучает народ от него и население становится равнодушным к вере. Оно не слышит слова Божия, церковных молитв и черствеет его сердце без благодатного воздействия Святого Духа. Три священника приходские живут около храма, понедельно исполняют требы и это большое неудобство. Целый день за требами по заводу, а когда же заниматься аккуратно законоучительством в учебных заведениях? По мнению владыки, необходимо теперь же поселиться священнику, хотя бы одному, в другой части прихода и заниматься постройкой нового храма и вообще оживлением приходской жизни. Для оживления прихода желательно, чтобы было у причта больше пастырского святого единения. Священники все молодые, окончившие курс Духовной Семинарии, люди развитые и можно быть уверенным, что при большем напряжении сил расцветёт приходская жизнь завода Белорецкого и завод в этом отношении будет светочем и образцом для окружающих селений.

Настоятель священник И. Ласточкин встречает владыку со святым крестом в руках, а второй священник Вячеслав Евфорицкий приветствует владыку речью. Владыка служит молебен, учит народ. 3-й священник отец Евгений Миролюбов, как видно из богослужебного журнала, проповедует слово божие живой речью, поучениями своего сочинения, другие пастыри произносят большею частью печатные проповеди. В школах трудятся усердно, особенно отец В. Евфорицкий. Работает в одной из школ и дьякон Унырин. Хорош по голосовым своим средствам дьякон Вал. Светозаров, из 3 класса Духовной Семинарии по образованию, который управляет хором певчих. Псаломщиком состоит Кочергин. Причтом устраиваются вне богослужебные беседы; общенародного пения ещё не заведено. В приходе 4 школы церковно-приходских, 4 министерских училища, 1 земское и одно высшее начальное городское училище. Предполагается к открытию гимназия. Владыка посещает квартиры священников, лиц влиятельных и администрацию завода и, побеседовав с ними об оживлении приходской жизни, поехал в 11 часов ночи по узкоколейной железной дороге, в особом приготовленном для него поезде в село Тирлян. Не далекая дорога 30 вёрст, но очень красивая. Все время идёт она по живописнейшему берегу реки Белой, бегущей в крутых горах. Куда глаз не взглянет, везде красота разнообразная, при чистом здоровом горном воздухе. Прибыли в завод Тирлян в 3 часа утра. Почти одновременно с нами проезжает поэтому же пути в другом поезде и Оренбургский Губернатор М. С. Тюлин, направляясь в Белорецкий завод. Он прислал с пути Владыке любезное письмо, в котором просит Владыку повлиять на Тирлянцев по поводу забастовки, учиненной ими на громадном Тирлянском заводе. Просит объяснить им, что завод работает на нужды армии, что забастовки несвоевременны и непатриотичны и что бастуя, они помогают немцам, а не великой России. Губернатор обещает требовать прибавки рабочим за труды у директоров, но что требования рабочих слишком велики…

Тирлянский завод -громадное селение. В нём два прихода и два храма. В первой половине завода настоятелем прихода состоит священник уездный противо-раскольнический миссионер отец Филипп Павленко. Храм ещё не построен. Молятся пока в здании церковно-приходской школы, временно приспособленной для храма. Между жителями прихода идут несогласия из-за постройки храма. Прихожане разделились на две партии-одни желают построить каменный храм, а другие деревянный. Примириться между собою не могут и дело постройки не начинается. Владыка во время служения молебна обращается к прихожанам со словом вразумления. Простым отеческим словом свои убеждает их прекратить несогласия в таком святом деле и приступить поскорее к постройке храма деревянного, на что имеются и деньги у них. «Храм нужен вам, а не духовенству, денег из святого Синода не дадут, ибо не имеется там ассигнований на этот предмет. Своими средствами стройте, и Бог поможет вам», говорит Владыка. Слово владыки сильное, вразумительное, простое, доступное по содержанию сильно подействовало на слушателей и при выходе из храма, они благодарили Владыку за наставления и обещали скорее приступить к сооружению храма Божия. В приходе имеются старообрядцы раскольники австрийского толка. Их всего 9 дворов -39 душ, но они люди богатые и влиятельные; построили на свои средства хороший каменный храм, содержать: на свои средства священника. Этим они хотели привлечь православных в своё «согласие». Храм православных стоял в другой половине завода. Они надеялись, что православные будут посещать их храм. Явившийся сюда священник Ф. Павленко все попытки склонить православных в раскол низвёл к нулю. Рядом оказался, пока временно в здании школы, храм православный, где чинное богослужение, неустанная проповедь, заставляли православных быть верными чадами святой православной церкви. Храм старообрядцев пуст. Среди старообрядцев раскольников есть и безпоповцы-15 душ. Владыка просит отца уездного миссионера о дне, своего прибытия в приход, зараженный расколом, заблаговременно уведомлять раскольников, чрезместного священника, дабы и они могли явиться на беседу подготовленными к ней. Вторым священником состоит отец Геннадий Чистовский. На его обязанности лежит и дело законоучительское. Вместе с отцом настоятелем трудится в 2-х церковно-приходских школах, одной земской и министерской. Пение преподается отцом дьяконом Курбатовым.

2-ой приход завода Тирлянского. Здесь, вместо сгоревшего храма, построен новый деревянный храм; предполагается скорое освящение его. Храм большой благолепный. Пока молились до окончания постройки в здании церковно-приходской школы, приспособленной для храма. Здесь к собравшемуся народу Владыка обращается со словом вразумления по поводу заводской забастовки из-за заработной платы. Владыка в простых отеческих словах убеждает прихожан бросить забастовку и вообще не прибегать к ней. Это идёт о вред России, во вред дорогим нашим храбрым воинам и вашим детям, братьям и отцам. Подобными забастовками вы помогаете немцам и удлиняете страшное кровопролитие. Со всеми законными требованиями Владыка просил обращаться ко властям, их просить содействия, и они, безо всяких ваших забастовок, помогут вам. «Скажите всем своим домашним и соседям, что говорил я вам»,говорит Владыка. «Поняли ли меня?» «Поняли», отзываются рабочие. Видимо сильное впечатление на них произвело слово Владыки. Забастовку рабочие уже и прекратили и снова дружно работают на пользу страны. Настоятель храма отец Алекс. Долганов и диакон Митрофан Фильчиков. Отец Ал. Долганов усердно работает в школах в 2 министерских и одной церковной.

24-го мая прибыли в г. Верхнеуральск, тихий городок, очень приличный по своим зданиям, небольшой по количеству народонаселения, чисто православных церквей достаточно, довольно значительное число и учебных заведений в нём. Много в деле развития среднего образования среди юношества трудится в городе настоятель собора протоирей Михаил Громогласов. Его трудами и на его средства содержится мужская частная гимназия, при его деятельном содействии открыта и женская гимназия, в которых он состоит и по ныне законоучителем. Много в городе и начальных школ, есть и церковно-приходская, и женская, учительская второклассная.

Приехали прямо к собору. Он был полон ожидающим Владыку народом. Представители города и власти встретили Преосвященного у собора и представились ему. После краткой встречи Владыка пригласил молящихся прийти ко всенощному бдению и на другой день утром к Божественной литургии в Собор и отправился в женский монастырь, в приготовленные для него там покои. Хороший уголок города этот монастырь. На берегу Урала, обнесенный каменной белой стеной, в степи, покрытой, как бы бархатным ковром, яркой зеленью, расположился монастырь с благолепным храмом и многими постройками. Труженицы монахини и послушницы, как пчёлы отовсюду собирают средства на украшение святой обители. И действительно украсили ее, особенно храм. Отдавая труды и средства своя на украшение обители, терпят много нужды, особенно в нынешнее время, труженицы монастырские. Нужно им при монастырском послушании ещё найти время на изыскание средств для одежды, обуви и что-либо в добавление к скудному монастырскому, столу своему работают день и ночь. Следовало бы женским монастырям епархии взять на себя труд одевать и обувать тружениц сестёр. Можно быть уверенным, что при таком способе содержания сестёр, ещё более успешным будет их труд и более насельниц тружениц появится в обителях. Игуменья Магдалина часто бывает в отпуске, не было её в обители и во время приезда Владыки. 24-го числа в храме женского монастыря Владыкой была отслужена литургия и преподано наставление сёстрам. Торжественно при соучастии многочисленного духовенства Верхне-Уральска и окрестных селений отслужена была всенощная 24-го мая в соборе и 25-го литургия, 25-го вечером всенощная в Благовещенской церкви везде при многолюдном собрании народа. Везде Владыка преподавал молящимся слово наставления и утешения по случаю войны. Вовремя литургии в соборе Владыка за труды наградил Благочинного 3 округа Верхне-Уральского уезда священника Ф. Альметева, священника Спасскаго прихода В. Осинова, священника Верхне-Кизильского прихода Ник. Громогласова и священника г.  Верхне-Уральска. Алекс. Телегина камилавками. Батюшки в городе Верхне-Уральске трудятся усердно. Устраиваются в храмах вне богослужебные беседы, заведено общее пение. Существуют при храмах попечительные советы о семьях воинов. Особенно хорошо работают в этом направлении попечительские советы при Благовещенской церкви, при Георгиевской и при соборе. Много потрудились во главе со своим благочинным протоиреем Громогласовым священники города по Епархиальному Комитету. Усердно трудились батюшки в школах и в средне учебных заведениях. В начальных школах особенно усердно работали: священник Аманацкий, священник Кыштымов, священник Телегинъ, священник В. Краснослободский и дьякон Ф. Думенко. Дьяконы о. Думенко и о. Сальников трудились и как учителя пения в школах. На пастырском совещании Владыка своим отеческим вмешательством быстро наладил расклеившееся было дело церковно-школьного строительства по Верхне-Уральскому узду. Имел заботу Владыка и равномерно распределить платные должности между духовенством г. Верхне-Уральска.В городе Владыка посетил в домах семейства духовенства города, а также представителей власти и почётных горожан  и 26-го мая выехал владыка из города в поселок Урлядинский.

Поделиться: