/ Железное кольцо Белоречья/ Железное кольцо Белоречья

Железное кольцо Белоречья

БЕЛОРЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД

Основан в 1762 симбирским купцами И.Б. Твердышевым и И.С. Мясниковым, на купленной у башкир земле. Строителями и первыми рабочими завода стали крепостные крестьяне из Казанской, Нижегородской, Пензенской и Рязанской губерний. Оборудование Белорецкого завода в начале 1770-х годов состояло из двух доменных печей 4 молотовых амбаров с 6 горнами и 8 кричными молотами, имелись нагревательные печи для расковки и плющения железа, плющильный стан, лесопильня. Мощность завода достигала 122,5 тысячи пудов чугуна и 80 тысяч пудов железа в год. На заводе числилось 840 душ мужского пола, из которых 145 человек работало в цехах, остальные добывали руду, рубили лес, жгли уголь и возили все это на завод. В 1773 Белорецкий завод был остановлен по причине Пугачевского восстания и бездействовал в течение трех лет. В 1784 завод переходит во владение старшей дочери И.С. мясникова Д.И. Мясниковй (в замужестве (Пашковой).

В 1800  белорецкий чугун был самым дешевым на Урале, а белорецкое железо, именуемое “Пашковским”, славилось своей легкой ковкостью в холодном состоянии. За высокое качество железа Белорецкому заводу на выставках в Санкт-Петербурге была присуждена “Большая серебряная медаль”, “Большая золотая медаль” – в Москве. В 1895 продукция завода завоевала на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде высшую награду – “Государственный герб”.

В 1874 было учреждено Акционерное общество “Белорецких железоделательных заводов Пашковых”, хозяином которого стал Московский торговый дома “Вогау и К”. В 1882 году был пущен прокатный цех. В 1894 – первая мартеновская печь. В 1908 – стуночный стан трио “650”. В 1913-14 строится заводская электростанция. В 1914 вступил в строй проволочно-гвоздильный завод. В 1915 закончена перестройка корпуса мартеновского цеха. Введен в эксплуатацию стан “260”.

В 1914 была построена узкоколейная железная дорога Белорецк – Запрудовка с выходом на Южно-Уральскую железную дорогу.

В период революции и гражданской войны предприятия Белорецка из-за военнных действий были остановлены, и только в 1921 возобновили свою работу. Поистине технической революцией в изготовлении отечественной стальной проволоки явилось освоение ее производства промышленностью в 1922-24. В 1922-23 была построена первая на заводе патентировочная печь. В 1925-26 – оцинковочная печь. В этих же годах началась организация канатного производства. В конце 1930-х на заводе были освоены производства ремизной, пружинной проволоки, автоплетенки и ряда других.

В годы Великой Отечественной войны на заводе освоили выпуск легированных и инструментальных марок стали, нержавеющую проволоку, шарикопдшипниковую; сплавы сопротивления: плющенную ленту, серебрянку. В 1943 было закончено строительство канатного цеха № 17.

За годы послевоенной пятилетки на металлургическом заводе был введен в эксплуатацию новый обжимной стан три “800”. На сталепроволочно-канатном заводе разрабатываются и совершенствуются существующие технологии производства проволоки различного назначения и стальных канатов. В 1950 вошел в строй цех пружинной и профильной ленты, а также цех по производству микропроволоки из легированных сталей и сплавов высокого омического сопротивления. 1958 год стал годом объединения в единый комбинат металлургического и сталепроволочно-канатного, Тирлянского заводов, Туканского рудника и узкоколейной железной дороги. Было образовано предприятие с полным металлургическим циклом, конечной продукции которого являются высококачественные метизные изделия. В 1950-е годы впервые в стране был освоен выпуск металлокорда из тончайшей латунированной проволоки для армирования автомобильных и авиационных шин. В 1961 – вступил в строй цех металлокорда. В 1962 – цех высокопрочной проволоки для армирования железобетона. В 1970 – цех легированной проволоки, в 1980 – высокоавтоматизированный стан 150.

В настоящее время на комбинате перерабатывается более 150 различных марок сталей. Ассортимент выпускаемой продукции более 35000 сортопозиций. Металлопродукция комбината поставляется практически во все экономические регионы России, СНГ и более чем в 30 зарубежных стран. За успехи и создании имиджа фирмы и высокое качество продукции комбинат удостоен международных призов: “Золотого Глобуса” (1993), “Луча Европейской Золотой Звезды” (1993), Европейского приза качества (1994) и “Золотого Меркурия”.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966).

В 1994 комбинат был преобразован в АО “Белорецкий металлургический комбинат”. В сентябре 2001 государственных пакет акций Белметкомбината был передан в доверительное управление челябинского ООО “Мечел-Инвест”.

ГОРНЫЕ ЗАВОДЫ: Верхний и Нижний Авзяно-Петровские, Кагинский и Узянский

Авзяно-Петровский з-д (АПЗ, Верхний) был построен графом Петром Шуваловым на р. Авзян в 9 верстах от места ее впадения в р. Белую 11 марта 1755 г. и состоял из одной домны, шести кричных молотов и расковочной фабрики. Нижний Авзяно-Петровский завод с четырьмя молотами был построен и начал перековку верхнеавзянского чугуна 26 августа 1756 года. Ближайшие рудники – Ашверский (6 верст), на Красной речке (3 версты) и на Кухтуре (22 версты). Земли под заводы – 90000 десятин – были взяты в оброчное владение у башкир Тамьянской и Тангауровской волостей. Для этой работы Шуваловым были переселены крепостные из Калужской и других центральных губерний, а также приписаны 33 селения крестьян в Казанском уезде – за 600 верст от Урала. Каторжный, вахтовый труд стал причиной ежегодных волнений работных людей на этих заводах, приводивших к частым остановкам в работе. В 1758 г. предприятие перешло в собственность – Кузьме Матвееву, а в июле 1760 г. – Евдокиму Демидову. В 1762 г. на АПЗ было выделано 42112 пудов железа. Продукцию заводов отправляли по р. Белой на барках от гавани Нижнеавзянского з-да до Уфимской пристани, Самары, Петербурга.

В 1769 г. в семи верстах от АПЗ Е. Демидов построил на р. Каге плотину, пильную мельницу и фабрику на 4 молота для ковки чугуна, которого тогда выплавлялось до 300 тыс. пудов. В 1772 г. Е. Демидов построил завод (две домны) на речке Кухтур (правый приток Белой). Во время крестьянской войны на АПЗ соратником Е. Пугачева Соколовым-Хлопушей было организовано литье бомб и ядер. В конце мая 1774 г. все четыре завода были сожжены уходившими повстанцами, с которыми на АПЗ и Белорецком з-де с конца апреля до конца мая собирался с силами и сам Е. Пугачев. 1500 рабочих участвовали в восстании, 303 – погибли. Убытки от смуты Е. Демидова составили 98521 рубль, крестьян – 48092 рубля. В октябре 1775 г. был восстановлен Кагинский, в августе 1776 – Нижне-Авзянский и в 1778 г. – Верхне-Авзянский з-ды.

Оборудование Кухтурского з-да Е. Демидовым было перенесено за 15 верст к плотине, построенной на р. Верхний Узян, где 10 июля 1777 г. был запущен чугуноплавильный з-д с двумя домнами. После смерти в 1782 г. Е. Демидова Кагинский и Узянский з-ды достались Ивану, а Авзяно-Петровские – Василию, продавшему их в 1796 г. М.П. Губину. Производительность первых двух з-дов была незначительной, в 1807 г Кагинский при 5 молотах выковал 48624 пуда, а в 1851 г. при 7 молотах – 50879 пудов железа. На Узянском з-де при двух домнах и четырех молотах в те же годы было выплавлено 95433 и 88575 пудов чугуна и выковано 27082 и 27267 пудов железа. В 1830 г. Иван Демидов продал Узянский з-д генерал-майору Андрею Ивановичу Пашкову. У Кагинского же з-да сменилось несколько владельцев, пока он не перешел к Татаринову. В 1861 г. сильным весенним наводнение были разрушены плотины Кагинского и Узянского з-дов. Не в силах восстановить работу, владельцы Ф.П. Никифоров и И.В. Татаринов передали их казне. В 1882 г. предприятия были куплены торговым домом «Вогау и К», а в 1897-м – включены в состав Белорецких з-дов, после чего начата их реконструкция.

На Авзяно-Петровских заводах М.П. Губина царила чудовищная эксплуатация, от которой периодически происходили волнения. В 1827 г. выход чугуна из домен АПЗ составлял 44% (34-е место из 60 уральских з-дов). Металл «средней доброты» сплавлялся в Нижний Новгород, Таганрог и Астрахань. Оренбургкий губернатор Я.В. Ханыков в 1830-х гг. отмечал исключительно бедственное (из всего Южного Урала) положение рабочих при каторжных условиях труда на АПЗ Губина. В 1854 г. з-ды попали в опеку. Опекуном был назначен Н.Е. Тимашев. В 1859 г. их купил Д.Е. Бенардаки, начавший реконструкцию. Часть кричных горнов были заменены пудлинговыми и сварочными печами, установлены паровые машины и прокатные клети. Выплавка чугуна в 1861 г. достигла 189560 пудов. В заводском поселке началось строительство новой школы и церкви. После смерти Д.Е. Бенардаки в 1870 г. з-ды приняли трое сыновей, передавших их вскоре в государственную опеку. На заводах снова наступил упадок. Очередная попытка возобновить работу з-дов приходится на 1896 г., когда французские предприниматели для их финансирования учредили Урало-Волжское общество, которое несколько раз пользовалось для этого государственными кредитами. Несмотря на миллионные займы, заводы продолжали работать в убыток. В 1897 г. на Нижне-Авзянском з-де случился пожар, уничтоживший все строения. З-д более не возобновлялся. В 1907 и 1908 гг. на АПЗ было выплавлено 496,2 и 438,6 тысяч пудов чугуна, после чего он был остановлен. В начале 20-х гг. 20 в. в Минчермете СССР было принято решение оставить в работе только Белорецкий завод, а все остальные закрыть. Остатки чугуна в слитках АПЗ сплавляли речными караванами на Сормовские з-ды в Куйбышев вплоть до 1926 г.. В 1928 г. оборудование АПЗ было демонтировано и вывезено на Белорецкий завод. Сейчас от четырех з-дов остались лишь пруды и села: Верхний Авзян, Нижний Авзян, Кага и Узян.

ЗИГАЗИНСКИЙ ЗАВОД

Зигазинский завод, построенный в 75 верстах от Белорецка, был запущен в работу в 1895 году “Уральско-Волжским  металлургическим обществом”,  учредителями которого были К. Бенардаки, В. Герард, Т. Ломбардо. С 1888 года строил и управлял З.з Аксель Гассельблат (1847-1901). Речка Зигаза длиной 39 километров – левый приток реки Зилим. Заводская площадка занимала террасу речки Зигазы и уступ береговой горы. Рабочие для завода привлекались с соседних, старых Авзяно-Петровских металлургических заводов. Руду добывали на Туканском руднике в 10 верстах. Домна имела газоуловитель, газ с которого поступал под пять паровых котлов и в воздухонагреватель. Руда измельчалась в дробилке и обжигалась в двух шахтных печах. В первый год работы было выплавлено 282 тысячи пудов чугуна, затем 465, а далее – по 500 тыс. пуд. ежегодно. Чугун перевозили гужом за 80 верст к Табынской пристани на реке Белой. Позже углубили и спрямили русло Зилима, что позволило оправлять чугун в Нижний Новгород и Рыбинск с пристани от Культамака, в 28 верстах от завода. Через три года была пущена вторая домна меньшего объема. Максимальная выплавка чугуна – 711 тысяч пудов – была достигнута в 1898 году. Энергетическое оборудование состояло из трех паровых машин (87 л.с.) и двух водяных колес (6 л.с.). Производство обеспечивали 120 цеховых и 700 вспомогательных рабочих. С 1904 года, в связи с экономическим кризисом на уральских заводах, выплавка чугуна упала до 140 тысяч пудов. Новый владелец М.В. Асеев активизировал работу З. З., доведя в 1915-м выплавку до 677 тыс. пуд. В 1918 году, в связи с большевистской смутой завод на несколько месяцев остановился. Но вскоре заработал вновь. В Советские годы он выдавал до 150 тысяч пудов чугуна в год. В декабре 1936 года из-за отказа оборудования на домне произошла авария. Проведенный по этому поводу поиск «вредителей» стал причиной ареста и последующего растрела 47 специалистов и рабочих. После этого завод больше не работал. Оборудование демонтировали, перевезли в Белорецк и использовали для реконструкции мталлургического завода. Сегодня на месте З. З в селе Зигаза осталось здание доменного корпуса, используемое под гараж леспромхоза.

ИНЗЕРСКИЙ ЗАВОД

Инзерский завод–железоделательный з-д, проектировавшийся в нач. XIX в. и в конце 20 – х гг.  XX в. Владелица Белорецкого з-да Пашкова Д.И. несколько лет доказывала право собственности на Инзерскую лесную дачу. Она планировала построить свой пятый з-д в бассейне р. Белой. Судебный спор с местными жителями она выиграла, но к строительству не приступила. Вторая попытка строительства Инзерского з-да была предпринята в 1929-1931 гг. Предполагалось возведение двух домен. Это было составной частью грандиозного плана создания мощной металлургии в Б. р-не за счет строительства Зигазино-Комаровского комбината, Инзерского з-да и резкого увеличения мощности Белорецкого металлургического з-да, что могло полностью изменить облик Б.

ЛАПЫШТИНСКИЙ ЗАВОД

Лапыштинский з-д чугуноплавильный возник на территории Инзерской дачи, которая была отчуждена в начале 30-х гг. XIX в. у башкир-вотчинников Катайской волости.   Строительство з-да на р. Лапышта было начато  С.П. фон Дервизом в  1896 г.  и  было закончено в 1897 г..  На следующий год з-д выплавил 428 925 пудов, а в1899 г.-485507 пудов чугуна. В 1899 г. возникло Инзерское акционерное общество, устав которого был утвержден годом раньше, куда входил и Л.  з-д. З-д был закрыт в середине  20-х гг. XX в..

ТИРЛЯНСКОЕ ЛИСТОПРОКАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Начало пр-ва кровельного железного листа в Тирляне (ТЛП) было положено в 1862 г., когда была построена «Владимирская фабрика». Приехавший в Тирлян в 1874 г. шведский инженер Аксель Гассельблат провел монтаж листопрокатных станов «Дуо» с приводом от водяных колес. Очередная реконструкция пр-ва относится к началу 30-х гг., когда началась замена водяного (а также парового) приводов на электромоторы. Однако один из двух станов работал от водяного колеса до 1935 г. В 1947 г. на трех приводных шкивах были установлены новые, более мощные электромоторы (один 1250 л.с. и два по 950 л.с.) В послевоенные годы Л.п, кроме обычного кровельного и машиностроительного листа, выпускало динамную сталь ( до 70 % общесоюзного пр-ва). В 70-80-е гг. производительность Л.п. достигает 116 тыс. тонн в год. Как морально устаревшее и нерентабельное, Л.п. в Тирляне, было остановлено в 1992 г. Т.о., пр-во работало 130 лет. В последующие годы оборудование и конструкции были сданы в металлолом, старые корпуса разобраны. В качестве памятника техники оставлен большой приводной шкив листопрокатного стана.

Поделиться: