/ События/ Тирлян

Тирлян

Идея строительства завода на р. Тирлян принадлежала И.С. Мясникову, который в компании И.Б. Твердышевым в 1752 г. получили разрешение на строительство молотового завода. Но до 1762 г. то обнаруживалось, что р. Тирлян недостаточно полноводна для приведения в движение молотов, то что р. Белая слишком мелка для сплава барок. Так что строящиеся заводы решено было перенести ниже по течению, где впоследствии возник Белорецк, а на р. Тирлян построили лесопильную мельницу.

К вопросу о строительства завода на р. Тирлян снова вернулись после 1783 г., в результате раздела владений И.Б. Твердышева и И.С. Мясникова между их наследниками, Белорецкий завод достались дочери И.С. Мясникова Дарье Ивановне и ее мужу Александру Ильичу Пашкову. В 1801 г. на р. Тирлян решено было построить вспомогательный передельный завод для белорецкого чугуна, которые после переработки снова отправлялись в Белорецк. Были сооружены плотина, кричная фабрика, лесопильная и мукомольная мельницы. Заводская плотина имела длину 373,4 м, ширину в основании 29,9 м, высоту – 7,8 м.

В 1829 г. была построена доменная печь. Для доменной плавки использовались местные тирлянские руды невысокого качества, но в смеси с магнитным железняком, привозимым с горы Магнитной, они давали прекрасный металл.

С 1830 г. из-за финансовых проблем у тогдашних владельцев завода, братьев Пашковых, и последующей отменой крепостного права, приведшего к волнениям мастеровых, на заводе начались экономические трудности. Тогда, в 1874 г., вместе с другими заводами Белорецкого горного округа Тирлянский завод был передан торговому дому «Вогау и Ко». Стать управляющим Тирлянским заводом, а в последствии целым Белорецким горным округом предложили А.Э. Гассельблату,

Аксель Эмиль Гассельблат (1847-1901) к 1888 г. являлся управляющим Белорецкого Горного округа от компании «Вогау и Ко». Белорецкий Горный округ со второй половины XIX в. включал в себя Белорецкий, Тирлянский, Кагинский и Узянский металлургические заводы. С помощью приглашенных шведских специалистов Гассельблат на Белорецком заводе провел модернизацию двух имеющихся доменных печей и построил третью, произвел переоснащение передельного (кричного) производства стали в Белорецке и Тирляне, построил новую доменную печь и гвоздарно-волочильную фабрику в Каге. ввел в эксплуатацию Туканский карьер, построил доменный завод в Зигазе. Все эти новшества привели к увеличению производительности заводов, и важно, повышению квалификации местных металлургов за счет созданной Гассельблатом диаспоры шведских специалистов, работавших на этих заводах. Потомки первых 15-ти шведов до сих пор живут в Тирляне и помнят свою историю.

Реконструкция имеющегося производства, вновь построенные листопрокатный стан (1881 г.) и лудильная фабрика (1887 г.) в несколько раз увеличили выработку чугуна и железа, а так же разнообразие металлургической продукции.

Дальнейшие потрясения в стране, такие как экономический кризис (1900–1903), Октябрьская революция, Гражданская война временно останавливали работу завода, завод закрывал некоторые свои цеха, но запускался снова и снова, т.к производил необходимое стране листовое железо, ценящееся по всему СССР, использующееся для строительства, электротехнике и машиностроении. Особенно это напряженно и важно стало во время Великой Отечественной войны и советских пятилеток.

Такому экономическому рывку в металлургии Тирляна, конечно, способствовали его жители и … узкоколейка. В 1914 г. узкоколейной железной дорогой, проходящей через Тирлян, был соединен Белорецк со станцией Запрудовка (г. Катав-Ивановск). Тесная технологическая связь Белорецкого и Тирлянского заводов, теперь еще облегченная железнодорожным сообщением, увеличила производительность производства и быструю доставку продукции к Трансибу, по которому она уже доставлялась по стране. Кормилица…

Труженики Тирлянского Локомотиво-Вагоноремонтного депо обслуживали паровозы. Запчасти или замену им, альтернативные технические решения принимались сотрудниками на месте, ведь подавляющее большинство рабочих на нашей земле – потомственные металлурги, а значит металл, огонь и молот – наши стихии и друзья.

В 1994 г. в Тирляне случилась страшная трагедия – прорвало на пруду плотину. На завод и жилые дома обрушился вал воды. Наводнение нанесло огромный ущерб, 29 человек лишились жизни. Некоторые гибли целыми семьями. Снесенный наводнением завод решили не восстанавливать.

Пруд с возвышающимися за ним горами, старинные добротные жилые дома, но и руины завода, заводоуправления, кузнечного цеха, здания клуба (бывшей церкви) являются главной достопримечательностью Тирляна. А узкоколейку до Белорецка разобрали в 2005 г.

Поделиться: