/ События/ Семинар в Мелеузовском районе

Семинар в Мелеузовском районе

#ГодПедагогаИНаставникаБИКМ
#МузейныеЭкспедицииБИКМ
#ЭтоИнтересноБИКМ

Десять дней назад закончился семинар по фольклорному наследию горнозаводского населения Мелеузовского района.

👉Интересно было принять участие в первую очередь потому, что в главной роли выступал Воскресенский завод – первый завод компании Твердышевых-Мясниковых и ставший лучшим среди медеплавильных (фото 1,2,3). Тогда как Белорецкий, из последних созданных, стал самым перспективным среди “железных”. Для многих тогда, в 18 веке, да и сейчас Иван Борисович Твердышев, стал наставником не только в горном деле, но и вообще в продвижении собственного дела, проявив смелость и предприимчивость.

🤝Задумав когда-то осваивать далёкие земли, симбирский купец вместе со своей семьёй, с братьями и мужем сестры, Иваном Мясниковым, прошёл путь от принципа “купи – продай – купи” к принципу “создай – продай – создай”.

“Как честный и добросовестный человек, – подчёркивал В. Н. Витевский, автор 19 века, – Иван Борисович действовал так, что башкирцы полюбили его и не только не препятствовали ему в развитии горного дела, а, напротив, из уважения и доверия к нему, сами старались отыскивать руды, добывали и доставляли их на завод, а некоторые нанимались в работники.. ”

👍Их заводы росли, как грибы, при этом, взявшись за незнакомое дело, они не имели соответствующего образования, и с первых шагов так поставили производство, что через несколько лет после начала медной эпопеи стали признанными авторитетами в металлургии.

“Не изобрели новых станков, оригинальных технологий, но применили хорошо известное в таких масштабах и так умно, что встали в ряд лучших заводчиков России”, – писал о них А. Егоров.

🏭До пугачёвского восстания Воскресенским заводом в основном занимался Яков Борисович, брат Ивана. А после смерти всех представителей этого поколения и Воскресенский, и Белорецкий заводы достались одной из дочерей Ивана Мясникова, Дарье, в замужестве Пашковой. Позже Белорецкий завод перешёл сыну Пашковых Ивану, а Воскресенский – Василию. Так и продолжались эти наследственные линии владения заводами до тех пор, пока старые технологии, крепостное право, вступавшее всё чаще в конфликт к горным правом, война 1812 года и финансовые проблемы, пришедшие вместе с ней, не привели к тому, что во владения заводами вмешались иностранные компании – Белорецкими заводами стала владеть немецкая, а Воскресенским – английская, привнеся новые технологии, включая паровые машины вместо водяного колеса.

💰Это, безусловно, вывело заводы на новый уровень производства. Но привело к быстрому истощению Каргалинских медных рудников около Воскресенского завода. Тогда завод у англичан был вновь куплен одним из потомков Пашковых – Василием Александровмчем, который перепрофилировал завод на чугунолитейный.

И это был не предел в смене деятельности Воскресенского завода за более чем 200 лет его жизни:
1745-1896 – выплавка меди
1896-1902 – производство чугуна на местной руде
1917-1930 – чугунное литье и выпуск некоторых видов сельхозинвентаря
1930-1936 – организованы цеха мукомольно-крупяной, чугунолитейный, слесарно-механический, лесотарный, столярный, гнутого стула
1942- 1945 – в здании завода было организовано производство спирта
1958- 1971 – Воскресенская ремонтная мастерская

🏡Вернемся к рубежу 19-20 веков. В это время у Пашковых в Воскресенском заводе был и дом – летняя резиденция. Сейчас в этом историческом здании производственные классы интерната для детей с интеллектуальными нарушениями (фото 5,6,7). Готовят там швей, садовников, пчеловодов, делая акцент на обязательной адаптированности выпускников к самостоятельной жизни.

🏚Наследием горнозаводской цивилизации остались и села при Воскресенском заводе, когда-то населённые привезенными крепостными крестьянами (какие-то появились при Твердышеве, а какие-то при Дарье Пашковой) – Воскресенское, Дарьино, Васильевка, Александровка, Хлебодаровка. К сожалению, в фольклоре старожилов этих деревень уже нет упоминания о заводе, ведь он давно утратил значимость для населения, зато многие исполненные песни и обряды узнаваемы и нами, представителями другого района. Объяснение одно – переселенцы для наших горных заводов были из одних губерний.

А песня “Отец мой был природный пахарь” (на видео исполняют сестры А. Урчева и К. Торгашова из села Дарьино) оказалась просто гимном всех перечисленных сёл – в каждом селе её непременно нам пели. Эту песню презентовали нам как “тюремную”(отголоски того, в среди горнозаводчан было много каторжных и ссыльных).

🙋‍♀К сожалению, фольклорное наследие горнозаводчан, как и завод, уходят в прошлое. Но есть надежда, что как завод становится туристическим объектом и представителем промышленной архитектуры, так и песни, предания и обряды будут зафиксированы, переняты и не хуже исторических документов будут рассказывать о таком важном периоде нашей страны, как горнозаводская цивилизация.

Поделиться: