/ События/ Актюбинская операция РККА

Актюбинская операция РККА

Автор Виталий Александрович Миткалев, горный инженер, краевед.
14 августа 1919г началась Актюбинская операция РККА. Главный удар на станицу Магнитную наносили 2 бригады 24 Симбирской Железной дивизии РККА по долине р,Урал от Верхнеуральска. Второй удар на Магнитную наносился силами 1 бригады 24 дивизии РККА со стороны Белорецка по «рудовозной дороге», через Абзаково.
Освободив 4-5 июля 1919 г Белорецк и Тирлян части 24 дивизии РККА заняли водораздел р.Ятва, (где позже возникла Сосновка) и р. Кульсугады, (на чьём берегу лежало Абзаково) заняв вершины Синих скал, водораздел р.Укшук и р,Миндяк, (где шёл «тракт Екатерины» Белорецк-Казаккулово-Верхнеуральск и заняли вершины Курташа) и водораздел р.Городской Ключ-р. Рясток на дороге Тирлян-Мусино-Верхнеуральск, (где заняли вершины Рястокташа). Заняв названные вершины части 24 дивизии РККА из-за распылённости сил смогли организовать лишь круговую оборону контролировавших дороги вершин подняв на вожжах на неприступные скалы пулемёты «Максим» и коробки патронных лент к ним. (В кино «Вечный зов», снятом в Белоречье, есть эпизод, когда партизаны ускользнули из «Каменного Мешка», спустившись вниз на вожжах!!!). Только после освобождения Верхнего Авзяна 12 июля 1919г и подхода 2-х полков 1 бригады и взятия 17 июля 1919г Миасса, 24 дивизия РККА смогла продвинуться от Рястокташа и Курташа в сторону Верхнеуральска, создав на северо-западе от Верхнеуральска силы, готовые наступать на Верхнеуральск. Против сил белых в Абзаково пришлось оставить сильные заслоны на Синих скалах и Курташе.
(В 1911-12гг на г.Магнитная работала экспедиция профессора А.Н.Заварицкого, определившая запасы и перспективы стройки непосредственно у Магнитной большого металлургического завода. В 1912г сдали узкоколейную ж/д Запрудовка-Тирлян и продолжили стройку узкоколейной ж/д к Белорецку, сданную в конце 1913г. С 1912г шли изыскания узкоколейной ж/д Белорецк-Магнитная. В 1913г начали разрубку трассы узкоколейной ж/д Белорецк-Магнитная, в которой крайне было заинтересовано «Вогау и К». С началом 1-й Мировой работы на стройке узкоколейной ж/д Белорецк-Магнитная замерли. Лишь после высылки из Белорецка в Германию семейств Вогау, АО «Коломенско-Сормовских заводов» возобновило стройку узкоколейной ж/д к Магнитной. На момент июля 1919г разрубленная трасса и дороги вывозки леса на углежжение Белорецка и нужды стройработ Белорецких металлургического и проволочно-гвоздильного заводов, (после пожара 1911г проволочно-гвоздильный завод из Каги переместился в Белорецк), давали возможность белым ударить от Абзаково по трассе проекта узкоколейной ж/д на Белорецк, лежащий в тылу основных сил 24 дивизии РККА, как это случилось у Лбищенска с 25 дивизией РККА 5 сентября 1919г. При стройку ж/д тупика Магнитогорск-Белорецк в 1957-59гг для экономии средств и времени трассу широкой колеи от Абзаково до Белорецка пустили практически по трассе узкоколейной ж/д, с огромным числом опасных поворотов и большим удлинением.
29-30 августа 1919г станица Магнитная была взята РККА. Этим снялись все угрозы Белорецку с Юга и закончились бои Гражданской войны и интервенции на территории нынешнего Белорецкого района.

Поделиться: