Ишля

История создания моего села.

Исторические сведения собрал Жаринов Валерий Сергеевич

  Оглавление:

1.Возникновение первых поселений на  территории с. Ишля.

2.Этимология с.Ишля.

3.События Гражданской войны 1918-1922 гг.

4.Строительство узкоколейной железной дороги Белорецк-Ишля-Тукан,Инзер.

5.Дальнейшее развитие с.Ишля.

6.Заключение

Введение

Фундаментальным трудом по истории сел Республики Башкортостан является монография А.З. Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий». В ней описана история сотен сел и деревень, в том числе и на территории Белорецкого района Республики Башкортостан. В книге упоминаются русские села, такие как Ломовка, Верхний Авзян, Николаевка, Александровка и другие, которые обязаны своим появлением развитию промышленности в этих краях.

А.З.Асфандияров пишет, что «еще много неясного в ранней истории небольших русских деревень из-за отсутствия сведений об их возникновении.»

Это относится и к с.Ишля Белорецкого района. Попыткой восполнить пробелы в истории появления села является данное исследование.Исследование проводилось на основе статистических данных разных лет,относящихся к территории Белорецкого района,воспоминаний старожилов и участников событий,а также поисковых экспедиций в окрестностях села.

 

             Возникновение первых поселений на  территории с. Ишля.

Территория нынешнего Белорецкого района, в т.ч. так называемая Инзерская лесная дача, до 30-х годов XX века входила в состав Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. В 1871 году выходит статистический сборник «Список населенных мест Оренбургской губернии» по сведениям 1866 года, где за № 563 упоминается «деревня Кудашманова (Кумик) при ручье Миндигуж с числом дворов – 15, мужчин – 47, женщин – 32», которая находится в 1 километре от нынешнего села Ишля [4].

Доказательством появления других поселений близ территории нынешнего с.Ишля служит «Список населенных мест Оренбургской губернии», изданным статистическим губернским комитетом за 1901 год, где собраны данные 1900 года [3].

Так, в списке Катайской волости упоминается Лапыштинский завод
(бывшее село Лапышта располагалось в 15-20 километрах от села Ишля) с числом душ – 231 и домов – 45. Упоминается завод Кош-Илга со сноской Инзерский, с числом душ – 1661 и домов – 173, имеется церковь и 2 школы деревянных. Далее упомянут завод Зигазинский на реке Зигаза с числом душ обоего пола 1246 и домов 124, имеется церковь, деревянная школа и мельница о двух поставах. Эти три завода являлись новыми центрами развития металлургической промышленности начала 20 века в Белорецком районе. В дальнейшем так или иначе жизнь сел Инзер, Зигаза и Лапышта будут связаны с с.Ишля.

Нас интересуют не эти крупные населенные пункты, а поменьше, расположенные ближе к Ишле, входящие в состав нынешней Ишлинской администрации. Деревня Кудашманово, упоминаемая выше, к 1900 году разрослась до 27 домов с числом жителей – 117.

В статистических данных говорится о хуторе Картали на р.Большой Инзер (нынешняя деревня Картали) с числом дворов – 27,  жителей  – 143 души и расстоянием от уездного города Верхнеуральска – 95 верст. Вблизи Карталей располагался кордон Карталинский на реке Инзер с числом душ – 8, двумя дворами с расстоянием от уезда в 97 верст [3].

Эта запись позволяет сделать предположение, что упоминаемый кордон ныне является деревней Тихий Ключ Белорецкого района, расположенной на противоположном берегу в полутора-двух километрах от  с.Картали. На реке Суран, в 123 верстах от уездного города и 10 км от Ишли, располагался кордон Суранский числом душ – 6 и одним двором.

Стоит обратить внимание в «Списке населенных мест» на хутор Сурюнзякский с числом душ – 78  и 10 дворами, расположенный на берегу реки Сурюнзяк [3].

По статистические записям, видно, что упомянутый хутор и
д. Кудашманово находятся на одном расстоянии от уездного города – 95 верст и от волостного правления – 18 верст. Местом волостного правления указана д.Серменево с расстоянием 77 верст от Верхнеуральска. В дальнейших статистических документах по Тамьян-Катайскому кантону Верхнеуральского уезда за 1917,1926 хутор Сюрюнзякский отсутствует.

Таким образом, можно сделать вывод, что упоминаемый хутор Сурюнзякский, может являться нынешим селом Ишля: расстояние между Ишлей и Кудашманово составляет около 1 км. Прежде всего очевидным является то, что на реке Сюрюнзяк в начале XX века фигурирует  поселение –  хутор, в котором указывается проживающее там преимущественно русское население.

В «Алфавитном списке населенных мест Оренбургской губернии» по итогам поземельной  переписи  за 1917 год значится хутор Ишля и указывается, что в этом населенном пункте находится 5 хозяйств и проживает 25 душ обоего пола [1].

В начале XX века для нужд заводов, расположенных на территории нынешнего Белорецкого района,  нужен был уголь и руда. В окрестностях села в это время ставятся многочисленные углежёгные или, как официально они назывались, углесидные печи: Янакские, Кызмалдинские, Краснополянские, Костюшкины,Сибаюртовские . Так во время поисковой экспедиции на ручье Янак выявлены остовы 3 печей, выложенных из камня,
а в местности Красная Поляна проглядываются контуры фундаментов жилых домов.

Жизнь нынешней Ишли зарождалась около особняка лесничего. Здесь до 1917 года был построен двухэтажный дом на берегу одноименной реки для проживания лесничего. Старожилы называли и фамилию лесничего: Матусевич Михаил Ульянович, по национальности белорус. Этот район села и сейчас называется Кордоном.

До 1964 года в доме лесничего находилась школа. Ученики, родившиеся в 20-е и начале 30-х годов, начинали обучаться именно в этом здании.

Дом был двухэтажным, состоящим из четырех комнат нижнего этажа и двух – второго.

Судьба самого лесничего Матусевича, по рассказам старожилов, оказалась трагической: жители соседней деревни Кудашманово посчитали, что лесничий отрезал часть леса и земли, принадлежавших общине, и в мае
1918 года, когда он вместе с дочерью проезжал в пролетке по лесной дороге, примерно в километре от деревни, они были убиты.

К 1916 году на кордоне проживало 6-8 семей. Первыми жителями стали семьи Михаила Горбатова, Филарета Ерофеева, Егора Рыжова, Коноваловы, Хомяковы, Машковы.

     Этимология с.Ишля

Стоит остановиться на этимологии названия села Ишля. Наиболее распространенная версия такова.

В пятнадцати километрах, вверх по течению реки Ишля, расположено карстовое озеро Верхняя Ишля. По легенде это рудник, где добывалась руда.  На местности около озера можно определить некое подобие подъездного пути
и увидеть правильные отвесные склоны.

Якобы, в ответ на вопрос «куда едете?» местные рабочие-башкиры отвечали «эшле» т.е. работать. Так этот ответ и стал названием местности.Многочисленные ручьи в верховьях и дали название реке – Ишля.

В книге Е.Н.Барбота де Марни «Урал и его богатства», изданной
в 1910 году в Екатеринбурге, упоминается первый Кухтурский рудник «разрабатывающийся для Узянского завода, в семи верстах от которого и находится … мощность до трех сажен бурого железняка» [2]. Примерное расстояние от озера Верхняя Ишля до Узяна 10-15 километров.

В этой же книге, наряду с рудниками Баскан, Явлук, упоминается и Ишлинский рудник.

В окрестностях села Ишля есть местность, которая так и называется –Рудник, с характерными признаками земляной выработки.

                                 События Гражданской войны 1918-1922 гг.

Трагические события Гражданской войны на территории России не миновали тогдашнее небольшое поселение.Среди местных жителей передавался рассказ о красноармейском пулеметном расчете, который остался прикрывать отход товарищей. Отбив обратно позиции, красноармейцы нашли их обезображенные тела. Герои были похоронены  недалеко от места боя, на их могиле поставлен небольшой обелиск с красной звездой, а в 1967 году поставлен памятник, на котором появилась  надпись «Вечная слава героям Гражданской войны» и указаны даты – «1919-1967».Памятник является объектом республиканского наследия.

Картина боя, который был в далеком 1919 году на месте тогда небольшого хутора, прояснилась следующим образом.

В период  Гражданской  войны 1918-1920 годов 5-ой армией Восточного фронта (командарм М.H. Тухачевский) с 24 июня по 13 июля 1919 года была проведена Златоустовская операция с целью освобождения Южного Урала от белогвардейских армий Колчака.

Журнал боевых действий 24-й Самаро-Симбирской Железной дивизии вносит ясность в неизвестные страницы истории Гражданской войны, позволяет восстановить последовательность событий.Лето

Дивизия состояла из трех бригад по три полка. Направления ударов бригад распределялись следующим образом: 1 и 2 бригады – Белорецк-Магнитная; 3 бригада – Юрюзань-Златоуст.

29 июня 1919 года части 1 бригады заняли следующие позиции:
2 батальон 208 полка – завод Шамовский (ныне село Зигаза Белорецкого района), 1 батальон – д.Бутаево (ныне д.Бутаево Белорецкого района);
1 батальон 209 полка – хутор Свешниковой (Куйла-Тумак), 2 батальон –д.Бакеево (ныне д.Бакеево Белорецкого района).

Эти населенные пункты находятся примерно в 50-60 км от села Ишля.
29 июня 1919 года после короткого боя частями 208 полка занята д.Бзяк-Ахмерово (около 20 км от с.Ишля).. Отряды белых отступают в сторону Белорецкого завода.

4 июля 1919 года части 1 бригады занимали следующие позиции: Южно-Уральский полк расположился в д. Бзяк-Ахмерово, 208 полк повел наступление на д.Серменево (Кучуково) из д.Кудашманово (1 км.от с.Ишля), 209 полк расположился в д.Кудашманово и хуторе Ишлина (так в Журнале боевых действий).

В то же время еще две роты Южно-Уральского полка высланы на хутор Ишля для охраны тыла, так как разъезды белых проводили рейды со стороны села Исмакаево у Шамовского  (Зигазинского) завода  и д.Бзяк-Ахмерово.

8 июля 1919 года около 14 часов войска белых с юго-востока атаковали д.Серменево и повели наступление на хутор Ишля. Бой  в районе хутора длился более 4 часов. Две роты Южно-Уральского полка, расстреляв все патроны и расплавив все пулеметы, оставили позиции, не успев вывезти обоз. Можно  предположить, что для прикрытия отхода и был оставлен  пулеметный расчет в качестве заслона, который  ценой своей жизни выполнил поставленную задачу.

9 июля 1919 года два батальона 209 полка в 4 часа выступили для занятия хутора Ишля из д. Азнагулово. Проделав марш  в 10-12 км через хребет Байрас, батальоны выбили противника с занятых позиций. К концу дня  в районе д.Кудашманово и хутора Ишля располагалось уже 6 рот 209 полка при
2 орудиях.

После 9 июля 1919 года активных  боевых действий в районе села Ишля не велось.

Обнаруженные документальные свидетельства служат доказательством, что в 1919 году населенный пункт под названием Ишля был данностью.В ходе поисковых работ в окрестностях села были обнаружены многочисленное количество винтовочных гильз.На основании этих находок были составлена примерная карта боя.

Строительство узкоколейной железной дороги Белорецк-Ишля- Тукан,Инзер.

Дальнейшее развитие села Ишля начинается со строительства узкоколейной Белорецкой железной дороги Министерства черной металлургии СССР.

В музее Белорецкого металлургического комбината хранятся записи одного из участников этого строительства Валавина Якова Александровича, впоследствии начальника службы зданий и сооружений Белорецкой железной дороги, кавалера ордена Ленина, из которых можно почерпнуть много интересных сведений о становлении села Ишля

В начале тяжелых 20-х годов XX века для Белорецкого завода понадобились сырьевые базы Инзерской и Туканской зоны. Для этого начался  разрабатываться проект узкоколейки Белорецк-Ишля-Тукан и Белорецк-Ишля-Инзер.

Для доставки сырья с Туканского рудника для Белорецкого металлургического завода в мае 1922 года образуется первая дистанция Нура-Буганак под началом Н.П.Емельянова.

Вторая дистанция организуется в начале 1923 года с местонахождением в деревне Азналкино под руководством Евтеева Петра Ивановича. Занимаемый ею участок располагался от реки Буганак до реки Яндык, находящийся  на 182 километре от станции Вязовая.

В апреле 1924 года создается третья строительная дистанция с конечной точкой в Юше. Возглавил ее инженер-строитель из Мурманска Поздняков Марк Назарович.

В конце октября 1924 года дистанция из села Улу-Елга (Крапивино) перебазируется в деревню Картали.

В 1925 году осуществлялись большие работы по строительству моста через реку Сюрюнзяк: железобетонные опоры его перед селом Карталинская Запань стоят и по сей день. В народе он получил название Белый мост.

В 2-3 километрах от него на реке Большой Инзер перед будущим разъездом Курманай ставились опоры и фундамент другого моста.

Кроме строительства железной дороги на третью дистанцию было возложено строительство самой запани на реке Инзер. Основные работы по отсыпке земляного полотна, за исключением скальных работ и искусственных сооружений, проводились в летний период, и освобождаемые рабочие использовались для строительства объектов Лесного отдела.

К весне 1925 года запань построена и приняла первую древесину с верховий реки Инзер. В апреле этого же года приступили к строительству
20 углевыжигательных печей Шварца.

В апреле 1925 года закончена укладка пути до станции Ишля, и открыто рабочее движение по вывозке руды, завезенной гужевым транспортом
с Туканского рудника, на Белорецкий завод.

На строительство узкоколейки приезжали жители соседних сел, по большей части из Узяна, Каги, Верхнего Авзяна. Время после Гражданской войны было тяжелое, а на строительстве можно было заработать и прокормить семью.

С появлением железнодорожной станции в селе Ишля рабочие селились
с семьями и продолжали трудиться на постоянной основе на различных участках железной дороги.

В статистическом сборнике «Список населенных мест Башреспублики» за 1926 год упоминается хутор Ишля с 40 хозяйствами [5]. Количество жителей не указано, но можно предположить, что их было не менее 100 человек. Наряду с хутором указана станция Ишля. Значит, к этому времени железнодорожная ветка уже стала данностью.

Перегон Белорецк-Ишля имел три разъездных пункта: станция Зеленцова, станция Крапивина и станция Заикино. Названия этим станциям даны по фамилиям руководителей Южно-Уральского треста Заикина Михаила Петровича,председателя правления треста,Крапивина Валериана Петровича, члена правления треста. Через год по решению Правительства Башкирии произошло переименование этих станций соответственно в станции Баскан, Улу-Елга и Елань.

Строительство дороги и служб продолжалось. В1925 году в селе Ишля построено здание станции. Нужно отметить, что все станционные здания  от Белорецка до Тукана возведены по стандартному проекту.

Уже в конце 1925 года открыто рабочее движение от Ишли до временного пункта Ахмерово, в дальнейшем разъезд Бзяк.

В конце 1926 года Туканская ветка строительства была закончена и высвободившаяся рабочая сила была направлена на Инзерское направление.

Осенью 1927 года открыто рабочее движение поездов до станции Инзер, откуда вывозился выплавленный до закрытия Инзерского завода и невывезенный чугун, древесный уголь, лесоматериалы и другие грузы, которые через города Белорецк, Катав-Ивановск отправлялись на другие регионы.

Таким образом, к 1928 году строительство железной дороги Белорецк-Ишля-Тукан-Инзер было завершено. Ишля стала узловой станцией в направлениях на Тукан и Инзер. В 1976 году с открытием ветки широкой колеи Белорецк-Карламан движение до Инзера прекратилось.

В 2002 году, в юбилейный 90 год создания Белорецкой узкоколейной железной дороги, был издан приказ по Белорецкому комбинату о закрытии пассажирского движения ,а затем и грузового.В 2005 году железнодорожное полотно от станции Тукан до Белорецка было демонтировано.

                              Дальнейшее развитие с.Ишля.

В 60-70-е годы XX века в селе Ишля проживало до 1000 человек.
На станции Ишля в разное время располагались различные службы: кузница, водокачка, ремонтно-строительная мастерская, дистанция пути, коммутатор. Численность рабочих и инженерно-технических работников достигала свыше 100 человек.

Появляется новое крупное производство: мастерский участок  Белорецкого леспромхоза, в котором трудится до 100 человек. Также функционировали участковая больница, клуб, сельское потребобщество, лесничество, почта, средняя школа.

В настоящее время в селе Ишля проживает около 300 человек. На территории есть 2 крестьянско-фермерских хозяйства, почта, фельдшерско-акушерский пункт, сельский дом культуры, основная общеобразовательная школа.

                                 Заключение

     Изучение истории родного края – увлекательное и интересное занятие.Оно дает понимание непрерывности хода истории. В ходе работы с документами и артефактами мы узнаем много нового и познавательного. Становится ясно, что мы живем благодаря нашим предкам, что они осваивали этот уголок земли.И эту связь времен и поколений не нужно прерывать.Наша дальнейшая цель- пронести память об этом в дальнейшей жизни и передать ее потомкам.

Список использованной литературы

  1. Алфавитный список населенных мест Оренбургской губернии. Оренбургское губернское статистическое управление. – Оренбург. – 1917.
  2. Н.П. Барбот де Марни. Урал и его богатства/Уральская Жизнь. – Екатеринбург: Изд. П.И. Певина. – 1910. – 413 с.
  3. Список населенных мест Оренбургской губернии/ Издание Оренбургского губернского статистического комитета. – Оренбург. – 1901.
  4. Список населенных мест. Часть 2. Оренбургская губерния. 1866. – Уфа: Китап. – 2006.
  5. Список населенных пунктов Башреспублики. – Уфа: Издательство Башкниги. – 1926.

Поделиться: