/ События/ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В СОВРЕМЕННОМ

МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 

 

 

Расскажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню.

Дай мне действовать самому — и я научусь.

                                                                                                        Китайская мудрость

 

В современный образовательный процесс активно включена проектная, исследовательская и  творческая деятельность  обучающихся.  Эти виды деятельности имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными образовательными формами и методами.

Во-первых, проектная  деятельность повышает мотивацию  у детей, занимающихся в учреждении дополнительного образования.

Во-вторых, учит их правильно ставить цели, формулировать задачи и решать возникающие проблемы, выстраивая цепочку логических действий.

В- третьих, дает возможность  четко выражать свои мысли, выступая перед большой аудиторией.

Проектная деятельность (специфическая форма творчества и универсальное средство развития человека) расширила возможности и детей, и педагогов.  Реализуемый обучающимися проект –  это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, он позволяет проявить себя в группе, паре, индивидуально, самостоятельно выстроить маршрут решения проблемы, продемонстрировать достигнутый результат.

К факторам, обусловливающим успешность проектной деятельности обучающихся,  относятся:

– добровольность выбора темы, типа проекта обучающимися;

– максимальная самостоятельность ребенка в процессе работы над проектом;

– компетентное и заинтересованное руководство педагога  работой обучающегося;

– информационная открытость;

– публичная защита работы.

 Содержание проектной деятельности  ребенка – самостоятельный творческий процесс приобретения новых знаний, особенно если знания ребенок получает в музейном пространстве, погружаясь в  историческую эпоху, осознавая  особенности существования в данный временной период.

 Проект-это  творческая работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата, который опирается ни историческую ситуацию.

 Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы  на основе музейной педагогики. Под методом проектов подразумевается способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата, который ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающей личности  ребенка, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Проект – комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и  работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы с использованием ресурсов музейного пространства.

В зависимости от типологических признаков исследователи выделяют различные виды проектов в зависимости от доминирующей деятельности, количества участников, содержания проекта, продолжительности выполнения, характера координации. В качестве примера, можно привести классификацию (типологию) Белякова Е.М., Воскресенской Н.М., Иоффе А.Н. [1,с.62].

Таблица №1

Критерии Виды образовательных проектов
Направленность работы Методические, инновационные, исследовательские, обучающие, развивающие, воспитательные, социальные, нормотворческие, экологические, экономические, технические (информационные).
Временные рамки Краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные.
Масштаб Международные (межгосударственные), национальные, межрегиональные, региональные, местные, общешкольные (проект образовательного учреждения), классные (на уроке класса), групповые (внутри класса), индивидуальные.
Место в образовательном пространстве Предметные и междисциплинарные.
Результативность Учебные (имитационные – реальные (научные, экономические, технические ).
Новизна Уникальные – универсальные

 

 Коллектив МАУК «Белорецкий историко-краеведческий музей»  в своей работе с обучающимися, опираясь на договоры о сотрудничестве с образовательными  организациями и используя ресурсы школ и историко-краеведческого музея, спланировал работу по организации и развитию проектной деятельности обучающихся на базе Белорецкого историко-краеведческого музея.. Для целенаправленной  и результативной работы с детьми был создан  проектный робот, который призван помочь ребенку при написании, продумывании и реализации проекта.

Таблица № 2

ПРОЕКТНЫЙ РОБОТ

п/п

Наименование  этапов

проектного робота

Действия/

описание

Ожидаемый результат
1

 

 

Противоречие    
2

 

 

Проблема    
3

 

 

Тема проекта    
4

 

 

 

Цель проекта    
5

 

 

 

Задачи проекта

(не более 4-х)

   
6

 

 

 

Дата начала и сроки исполнения

проекта

   
7

 

 

 

Планирование действий    
8

 

 

 

Деятельность (действия)    
9

 

 

 

Анализ деятельности и промежуточного результата    
10

 

 

 

Корректировка деятельности    
11

 

 

 

Результат проектной деятельности ( результат и цель должны быть идентичны)    

 

 Проект надо исследовать, построить, создать и спроектировать, погружаясь в историческую эпоху, проживая исторические события и проигрывая определенную свою роль в событийном  ряду, используя музейное пространство и ресурсы музея, знакомясь с артефактами.

 При выборе темы проекта  необходимо дать обучающимся возможность свободного  и самостоятельного  выбора. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна. В процессе работы над проектом дети развивают познавательные умения и навыки, умение ориентироваться в информационном  пространстве, умения самостоятельно конструировать свои знания.

Каждый проект начинается с определения проблемы, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности обучающихся. Анализ ситуации, определение цели и проблемы, исследование, выбор способа решения проблемы, формулирование задач и ожидаемых результатов, определение ресурсов, составление плана действий, выполнение плана, подведение итогов, оценивание полученных результатов (соотношение с ожидаемым результатом), рефлексия (анализ действий в ходе проектной работы).

  Проектная деятельность формирует культуру умственного труда детей, которая выражается через функции: 
мыследеятельностные ( выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа исследования с учетом погружения в историю вопроса, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия);
презентационные (построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе);
коммуникативные( умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы);
поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, в архивах, заказниках и фондах музея формулирование ключевых слов и понятий и формирование понятийного аппарата;
информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

При оценивании успешности обучающегося в проекте  необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Результатом успешной проектной деятельности с использованием музейного пространства стала публичная защита «Мой первый шаг в науку» проектов обучающихся 8-х классов МОБУ СОШ № 21, которая состоялась 22 апреля 2023 года в Белорецком историко-краеведческом музее. В мероприятии приняли участие 27 человек, было защищено 17 проектов. Темами стали вопросы развития экологии и спорта, здоровый образ жизни и краеведение, зависимость от социальных сетей и история развития баскетбола в Белорецке. Юным белоречанам интересны многие области исследования и развитие проектной деятельности в музейном пространстве на базе Белорецкого историко-краеведческого музея является своевременными значимым направлением исторического образования детей нашего города.

. Проектная деятельность обеспечивает детям самостоятельность и относительную свободу действий, предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы. Использование проектной деятельности в педагогической практике позволяет целенаправленно решать задачи индивидуально- ориентированного образования для которого в дополнительном образовании имеются все необходимые ресурсы.

 

Е.Н.Гумерова, методист МАУК «Белорецкий историко-краеведческий музей»

Поделиться: