Портнова Валентина Афанасьевна
В 1934 году в нашем Белорецке начал работу аэроклуб. В 1935 году были выпущены первые летчики. А в 1937 году – третий выпуск, среди которых была Портнова Валентина Афанасьевна.
9 мая 1939 года Валентину Афанасьевну призвали на работу в аэроклуб уже в качестве летчика-инструктора. Настолько обширны и серьезны были ее, молоденькой девушки, знания и навыки, что ей доверили обучать парней. Она учила ребят, летала сама. Одним из ее учеников был Оглоблин Иван Васильевич, который впоследствии стал Героем Советского Союза (умер в 2011 году) и был награжден орденами Боевого Красного знамени, Красной звезды и другими боевыми наградами.
Когда началась Великая Отечественная война, Валентина Афанасьевна осталась в Белорецке, потому что в апреле у нее родился сын Вячеслав, хотя весь аэроклуб в своем полном составе ушел на фронт.
В конце 1941 году в ее семье случилось ужасное горе – на фронте погиб ее первый муж, который тоже был летчиком. Несмотря на горе, маленького ребенка, женщина продолжала работать, вкладывая всю силу, весь свой неиссякаемый оптимизм в коллег, близких, горячо веря, что победа будет за нами. Оставив маленького сына Вячеслава на воспитание матери – Анфисы Федоровны, Портнова поступила на службу авиакурьером. Будучи младшим сержантом, она летала в качестве военного летчика с одного военного завода на другой по всей стране.
С августа 1942 года служит в школе летчиков Военно-воздушных сил Военно-морского флота в качестве летчика-инструктора в г. Сарапул (Удмуртия). Ее подвигам нет счета, она делала все, чтобы продукция военных заводов ни на минуту не задерживалась, а шла прямиком на фронт. Курсируя между авиационными заводами страны на самолетах ПО-2, И-703, ПО-2Л, И-559, Валентина Афанасьевна ежегодно выполняла по 400 часов летной работы. За добросовестный труд, за выполнение и перевыполнение плана, за лучшие результаты в учебно-летной работе ей объявляли благодарности, отмечали стахановской путевкой, в 1942 году повысили в должности до командира звена. В 1943 году она стала членом ВКП (б), что еще больше увеличило ее энтузиазм трудиться на благо родной страны.
С 1944 по 1953 года она летчик в Наркомате авиационной промышленности. Работала летчиком, бортмехаником летной станции, начальником летного отряда на заводах №87, №32, № 211 в городе Сталинграде, Удмуртии.
У нее было много полетов, в этом можно убедиться, посмотрев выдержку из ее летной книжки, например, в 1939 году количество налетанных часов составило 405, в 1944 году – 400 часов, а самое большое количество в 1950 году, тогда оно составило 674 часа. В последний 1953 год она «налетала» всего 54 часа, т.к. в этот год родился сын Владислав.
В последние годы своей жизни летчица тяжело болела. Болели ноги – сказались на здоровье полеты на самолетах, ведь именно ноги всегда продувало, обмораживало. По словам Антонины Ивановны, подруги, Валентина Афанасьевна рассказывала, что в военные годы летать приходилось так часто, что не успевали даже отогреться после очередного полета, как приходилось снова садиться в холодный самолет, поэтому пальчики ног всегда были холодными.
Автор текста Сафиуллина Эльвира Салаватовна, учитель истории и обществознания МОБУ СОШ √21 на основе личного архива Людмилы Александровны (снохи В. Портновой)
#ДеньПобеды_Башкортостан
#Белорецкийисторикокраеведческиймузей
Поделиться: