О чем может рассказать лестница?
#ЭтоИнтересноБИКМ#ВодонапорнаяБашняБИКМ
О чем может рассказать лестница? Лишний раз убеждаемся, что можно много раз ходить в музей, и каждый раз узнавать что-то новое, причём даже сотрудникам музея.
Казалось, что всё обсмотрено в Водонапорной башне, но не тут-то было – это доказали нам наши завсегдатаи – семья Богдановых. Острые детские глаза увидели надпись на рельсе-опоре лестничной площадки между лестничными маршами. Мы и раньше обращали внимание на ближайшие к нам опорные рельсы, видели часть клейм (в эпоху зарождения и становления сталелитейной промышленности заводчики очень любили помечать свою продукцию, и в первую очередь, конечно же, железнодорожные рельсы), но этих частей было недостаточно для окончательной интерпретации. И вот наконец развидели на двух дальних для глаз рельсах-опорах (на фото 1 и 4)
На фото 2 видно “К.Ж.Д.1897. I. НАДЕЖД. ЗАВ. Б. Г. О.” Понять значения символов непросто, если бы не заметки и статьи тех, кто тоже искал ответы на подобные вопросы.
Надеждинский металлургический завод – предприятие с более чем 125-летней историей. Оно построено по инициативе государственного секретаря Александра Половцева, который задумал проект по изготовлению рельсов для сооружения Транссибирской железной дороги. Сталерельсовый завод был назван в честь Надежды Половцевой — владелицы Богословского горного округа (Б.Г.О.) и супруги А.А.Половцева.
19 января 1896 года Надеждинским заводом была выдана первая плавка стали из чугуна Сосьвинского завода, 3 (15) марта 1896 запущен рельсопрокатный цех и началась прокатка рельсов. 3 марта 1896 года считается днём основания завода.
Сейчас это металлургический завод имени Серова в одноименном городе Серов Свердловской области.
1897.I. (на фото 2) и 1897.IX. (на фото 3) год и месяц выпуска.
К. Ж. Д. – с “Ж” и “Д” всё понятно – “железная дорога”, а вот “К” – нет однозначного ответа – названий дорог, начинающихся на букву “К” в тот период не было, ещё в основном всё с двойными названиями, зато “казённые”, то есть государственные в противоположность частным были. Поэтому предположительно “К. Ж. Д” – казённая железная дорога.
На фото 5 видим на рельсе надпись “К.З. КН. БѣЛОСЕЛЬСКАГО III МЦА. 1907 ГОДА.”
Расшифровываем как “Катавские заводы князя Белосельского, 3-го месяца, 1907 года”.
Катавские заводы – Катав-Ивановский, Юрюзанский и Усть-Катавский – были построены симбирскими купцами Иваном Твердышевым и его зятем Иваном Мясниковым в 1755-1756 гг. , 1758 г. ещё до строительства нашего Белорецкого завода. Позже эти заводы по наследству достались дочери Ивана Мясникова, а затем его внучке, которая в 1810 году вышла замуж за князя Белосельского-Белозерского. Эта влиятельная семья и владела заводами вплоть до революции 1917 года.
Катавская сталь отличалась высоким качеством благодаря использованию природно-легированного чугуна. На Катав-Ивановском заводе имелись рельсопрокатный, рельсоотделочный, обрезной и сварочно-прокатный станы, закупленные в Бельгии. Производство рельсов началось в мае 1879 года, и вскоре они стали основной продукцией завода, которая становится востребованной в Центральной России и за рубежом, её охотно покупают английские купцы.
⚒Однако в начале XX века начался экономический кризис, цены на железо упали. Рельсовое производство стало убыточным. К.Э. Белосельский-Белозерский принимает решение о создании Акционерного общества, которое, к сожалению, не спасло заводы от упадка.
Сейчас Катавские заводы – это Катав-Ивановский литейный, Усть-Катавский вагоностроительный и Юрюзанский механический заводы Челябинской области.
Вот так мы оказываемся связаны и с историей империи Твердышевых-Мясниковых, и с историей горнозаводской цивилизации, и с историей страны и мира.
В нашем исследовании мы пользовались этими статьями и постами: https://vk.com/wall-78684789_3372
https://korolew.livejournal.com/17895.html
https://ul9liiika.livejournal.com/11010.html
https://ul9liiika.livejournal.com/11010.html
Поделиться: