/ Дата в истории/ 80-летию начала контрнаступления под Москвой посвящается...

80-летию начала контрнаступления под Москвой посвящается…

Автор Виталий Александрович Миткалев, горный инженер, краевед.

Непризнанный Город Трудовой Славы.

6 декабря 2021г, 80-летие начала контрнаступления под Москвой, развеявщего миф о непобедимости вермахта. Г.К.Жуков, которому тогда исполнилось только 45, считал Битву за Москву главным сражением своей жизни. В победе под Москвой сыграли роль не только сибирские и дальневосточные дивизии, но и эвакуация более полутора тысяч заводов на Восток, около семисот которых,-на Урал. Так в Сим эвакуировали авиаагрегатный завод, в Юрюзань,-патронный и другие цеха Тульского оружейного завода, в Челябинске, Златоусте и Усть-Катаве в условиях жестокой секретности наладили выпуск «катюш» и снарядов к ним. В Катав-Ивановск эвакуировали приборостроительный завод. Из Ленинграда в Челябинск успели эвакуировать значительную часть «Кировского завода». Челябинский тракторный завод стал «танкоградом», выпускавшем тяжёлые «КВ», а зетем,-«ИС». В Миасс эвакуировали ЗИС, (позже ставший «УралЗИС»). Многие заводы Урала с мирной продукции перешли на «оборонную». Так «Уралвагонзавод» Тагила перешёл на выпуск средних «Т-34». В условиях массовых потерь ж/д вагонов от немецкой авиации огромная роль выпала на Усть-Катавский вагоностроительный завод, выпускавший кроме этого ж/д платформы для бронепоездов и мобильных ж/д батарей дальнобойной артиллерии для обороны сначала Ленинграда, а затем, в 1942г и Сталинграда.

К началу Битвы за Москву Белорецк остался единственным заводом производившим пружинную сталь, пружинную проволоку, (из которой на оружейных заводах вили пружины нужных диаметра и конструкции), пружины и рессоры. Ещё в конце 20-х Белорецк обрёл у/ж/д к руде Тукана и углежжению Инзера, позволившим выпускать самую качественную в те времена стальную проволоку, шедшую на изготовление автошин и авиашин, а также пружинную проволоку, вплоть до часовых и приборных пружин, («волосков»). Белорецку было не так сложно с самого начала Войны по Белорецкой узкоколейке и перегрузке в Запрудовке на широкую колею своей продукцией обеспечивать эвакуированные оборонные заводы в Катав-Ивановске, Юрюзани, Усть-Катаве, Симе, Златоусте, Миассе и Челябинске. Освоенное задолго до ВОВ производство авиатросиков, обеспечивало самолётостроение Куйбышева, Саратова и Горького. (управление самолётами тех лет было, главным образом, тросовым). Из Инзера, напрямую, минуя Белорецк в Запрудовку шли вагоны с углем для чёрного пороха, древесиной для нитроцеллюлозы,-основы многих взрывчатых веществ и бездымных порохов, изобретённых ещё великим Д.И.Менделеевым. Для авиастроения, (в условиях дефицита «дюраля» основанной на авиафанере и клееных деревянных конструкциях), из Инзера шли берёзовые «балансы», т.к. горная берёза растёт медленнее своих равнинных сестёр, но более плотная и имеет витую текстуру. После того, как «Электросталь» стала в зоне действия немецкой дальней авиации, Белорецку в условиях секретности было поручено освоить производство магнитной и «динамной» сталей. Часть оборудования «Электростали» была вывезена на Урал, в т.ч. в Белорецк. В Тирляне, опять же в условиях секретности разработали технологии прокатки «динамного» листа, что отправляли на приборный завод Катав-Ивановска, авиаагрегатный завод Сима, заводы «катюш» в Златоусте, Усть-Катаве и Челябинске, «УралЗИС» в Миассе, (где он был незаменим в изготовлении электрооборудования!).

Белорецкие заводы и их работники внесли значительный вклад в Оборону СССР. Особенно важно, -на самом трудном её этапе и в контрнаступлении под Москвой. Здесь был Трудовой Фронт, обеспечивавший Победы над врагом. Белорецк в неменьшей степени достоин звания Города Трудовой Славы, чем другие.

Поделиться: