/ Белорецкий завод/ Белорецкая железная дорога узкой колеи (БЖД)

Белорецкая железная дорога узкой колеи (БЖД)

  Белорецкая железная дорога узкой колеи (БЖД) находится на одном из первых мест среди самых грандиозных объектов России Железнодорожной.
Это железная дорога с удивительной и трагической судьбой.

 Торговый дом «Вогау и К°», владеющий на стыке веков белорецкими заводами, начинает в 1909 году строительство узкоколейной железной дороги, которая должна была соединить быстроразвивающийся край с главной транспортной артерией России (Транссибирской магистралью).

Строительство узкоколейной железной дороги от станции Запрудовка (г. Катав-Ивановск) через Тирлян до Белорецкого Завода было начато в 1909 году. Сквозное движение по ней открылось в 1912 году. В Белорецк железная дорога пришла в 1913 г. Очень непросто было провести эти 145 километров рельсового пути через многочисленные горные перевалы в исключительно тяжёлых условиях. Белорецкая железная дорога стала выдающимся достижением инженерной мысли. Для старинных заводских посёлков, через которые она проходила, приход поезда означал второе рождение. С появлением железной дороги преобразилась жизнь старинного металлургического завода.         Вскоре началось строительство других линий УЖД: была проложена ветка на Журавлиное болото (строили китайцы), где развернулась добыча торфа, в Тукан, где добывалась железная руда. Позднее от Тукана небольшие ветки были проложены на юг – к карьерам у посёлков Западная Майгашля и Тара, и на запад – до села Зигаза, откуда вывозился лес.
После прихода рельсового пути в Тукан, все силы строителей были брошены на Инзерскую линию. Она начиналась на станции Ишля, проходила в основном вдоль реки Большой Инзер, затем по перевальному участку спускалась к реке Манява, сливающейся затем с Малым Инзером. Открытие этой линии в начале 1930-х годов позволило начать освоение новых месторождений полезных ископаемых, в особенности, известняка.
Почти полвека тонкая нить узкоколейки была единственным средством сообщения Белорецка с внешним миром. В 1926 году Белорецкий заводской поселок получил статус города. Так Белорецк стал центром огромной железнодорожной сети, раскинувшейся по лесам и горным распадкам красивейших мест Южного Урала (общая протяжённость узкоколейки была около 300 километров), и «столицей» горнометаллургической «империи». К концу существования протяженность узкоколейки составляла более 400 км.

Закрыта с 20.05.2002 г., хотя движение до Тирляна эпизодически продолжалось вплоть до 2005 г.

Поделиться: